Рельсовые системы видеонаблюдения и их применение в современных решениях безопасности объектов



С приходом в Россию более 10 лет назад западных торговых сетей на отечественном рынке появился новый продукт обеспечения системы безопасности – рельсовая (движущаяся) система видеонаблюдения. Зарекомендовав себя в ритейле, данная система с широким спектром возможностей, двигается к освоению новых отраслей применения.

В этом обзоре мы рассмотрим подробнее технологические особенности, недостатки и преимущества и потенциальные сферы использования.
 
Принцип действия

Рельсовая или «туннельная» движущаяся видеокамера обычно представляет собой алюминиевый или стальной профиль, который крепится к потолку объекта. Внутри перемещается каретка с установленным на ней модулем с подвижной роботизированной камерой. Таким образом, видеокамера, наряду с функциями поворота, наклона и панорамирования, получает дополнительную свободу движения в горизонтальном направлении.

Камера движется в «туннеле» с высокой скоростью на расстоянии более 100 метров и позволяет контролировать «протяженные» объекты, практически полностью решая «вечный» вопрос инсталляторов видеонаблюдения – наличие «мертвых зон»
 
Примеры конфигурации системы на складе и в торговом зале гипермаркета

История и применение


Первые «подвижные» системы для охранного телевидения, как ни странно, пришли к нам из области сельского хозяйства. В 80 годы один французский фермер придумал подвесить в своем коровнике видеокамеру с поворотным механизмом на стальной трос, обеспечив ее перемещение за счет электромотора. Протянув кабель управления и видеосигнала в свой дом, он смог наблюдать за своими питомцами. Он показал изобретение своему товарищу, который в этот момент работал над проектами первых гипермаркетов. Идея возможности контроля больших площадей одной камерой понравилась, и друзья принялись за разработку решения для торговли.
Таким образом, первые рельсовые камеры появились именно в больших магазинах, сначала во Франции, а потом в США и других странах мира.
Доказав свою эффективность в торговле, решения «подвижного» видеонаблюдения постепенно стали внедрятся на других объектах с протяженной территорией и необходимостью высокого уровня оперативного контроля.

Сегодня это – логистические объекты, вокзалы, станции метрополитена, аэропорты, паркинги, серверные центры, конвейерные линии и даже публичные библиотеки и выставочные центры. Спустя годы усовершенствований, рельсовое наблюдение вернулось и в сельское хозяйство.*


Рассмотрим более подробно применение рельсовых систем в различных отраслях.
 
Розничная торговля

Практически все крупнейшие мировые ритейлеры применяют эти решения в своих магазинах.
Это обусловлено тем, что за контролем оперативной обстановки на огромных площадях современных гипермаркетов требуется большое количество стационарных и купольных камер, а как следствие огромные бюджеты на мощное базовое оборудование, кабельные системы и мониторинговые центры. Если учитывать производительность операторов, то в таком магазине, даже более 4-х квалифицированных сотрудника перед стеной из мониторов не смогут эффективно реагировать на обстановку и бороться с воровством. Если сложить все расходы на приобретение, монтаж, обслуживание, подготовку и заработные платы персонала СВК, окажется что такое решение становится не рентабельным, так как потери в магазине будут значительно ниже, чем расходы на такую систему видеонаблюдения.

При использовании рельсовых камер, даже не смотря на высокую стоимость их внедрения, магазин существенно сокращает большинство из выше приведенных расходов. Значительно снижается нагрузка на операторов видеонаблюдения и возрастает качество их работы. Разумеется, что отдельные участки магазина, требующие постоянного видеоконтроля и записи событий, такие как кассовые узлы, стеллажи с электроникой, вход и выход из торгового зала, остаются под наблюдением стационарных камер. Но даже при таком решении эффективность системы безопасности возрастает минимум вдвое.

Еще одним аргументом «ЗА» использование рельсовых систем на больших торговых площадях является тот факт, что в «живом» магазине, зачастую и стационарные и поворотные камеры теряют свой «смысл» при проведении рекламных акций, перед праздниками и распродажами, кода украшения, баннеры и панно полностью закрывают обзор.  Вечный конфликт службы безопасности и мерчендайзеров может быть решен с внедрением технологии рельсового видеонаблюдения, которая способна «заглянуть» даже в самый недоступный для обзора участок.
 
Кстати о мерчендайзерах...  Рельсовая система может быть полезна не только службам безопасности магазина, но предоставлять информацию о корректной выкладке товаров, успешности акций, передавать информацию о решении маркетинговых задач торгового объекта. К сожалению, эти функции пока не получили широкого распространения у Российских ритейлеров из-за закрытости систем безопасности для всех других служб магазина.

Логистика

На смену привычным логистическим центрам, приходят Терминальные комплексы нового поколения колоссальных площадей с множеством точек погрузки/разгрузки и мощной инфраструктурой.
Огромные площади с «товарно-материальными ценностями» автоматически становятся объектом повышенной опасности. Здесь имеют место такие классические проблемы, как хищение (как явный вынос продукции со склада или её употребление прямо на складе, так и исправления в документах и т. п.) и ошибки персонала в учёте и несоблюдение условий хранения, порча товаров на разных этапах складских операций и множество других рисков.
Учитывая площади таких объектов и наличие высоких стеллажей для хранения товаров, нетрудно понять, что для «тотального» контроля потребуются сотни стационарных видеокамер, которые также едва ли смогут обеспечить полное покрытие всех зон. К тому же, 90% этих камер будут работать «впустую», так как большее количество времени направлены на участки, где ничего не происходит.

На таком объекте рельсовая система незаменима!  Рассмотрим пример:
 
Складской комплекс 100 х 200 м (20 000 м2)
Чтобы охватить такую площадь купольными поворотными (DOME) камерами потребуется установка не менее 40 шт., а стационарных камер не менее 100 шт.
В то время как для 100% покрытия и детального просмотра всего склада нам потребуется от 4-х до 6 рельсовых систем по 100 м длиной каждая.
Даже с учетом высокой стоимости внедрения рельсовой системы, за счет снижения расходов на центральное оборудование и кабельные системы мы получаем значительную экономию! При этом эффективности работы операторов значительно возрастает.
 
Для таких применений создана специальная система, которая значительно дешевле "классической" высокоскоростной дискретной камеры. См Sofi rail >>

Промышленные предприятия

Контроль процесса производства, особенно конвейерного, важнейшая составляющая успеха предприятия.
Необходим видеоконтроль работы персонала. Важен и психологический аспект, и фиксация аварий, и контроль возможности хищений, контроль технологических процессов. На производстве видеонаблюдение – это, прежде всего, учет и управление, а потом уже безопасность.
Обеспечить полноценный мониторинг современного предприятия достаточно сложно из-за большого количества механизмов, зон и оснастки.

В данном случае нам опять приходит на помощь рельсовая система в варианте «промышленного» исполнения, защищенная от внешних воздействий, пыли и грязи. Такие системы, как правило, могут оснащаться дополнительными устройствами –инфракрасной подсветкой, телевизорами или автоматическими очистителями в случае применения на объектах с повышенной загрязненностью.
При правильном построении системы, камера может работать практически в автоматическом режиме, двигаясь и направляя свой объектив по запрограммированным командам от сигналов, принимаемых от оборудования.

В настоящее время многие мировые автогиганты применяют такие камеры для контроля своих технологических процессов. Одним из наглядных примеров последних внедрений этих решения – стала установка камер RAILDOME на заводе GM в Узбекистане.

 
Аэропорты и вокзалы

Как объект повышенной опасности, аэропорт требует усиленного уровня контроля и сверхмощной системы видеонаблюдения.

Современные аэропорты буквально «нашпиговываются» камерами сверх высокого разрешения.
Конечно, одной рельсовой системой обеспечить задачи контроля в аэропорту невозможно, но есть участки, где ее применение будет крайне полезно!

Одной из важнейших задач службы безопасности аэропорта является мониторинг «подозрительных» личностей и предметов. В современном авиа терминале с многометровыми переходами достаточно сложно «сопровождать» объекты при помощи стационарных и купольных камер, переключаясь с одной на другую. Да и зачастую ракурс камеры не позволяет детально рассмотреть действия «объекта». Рельсовая система с зеркальным кожухом (который полностью скрывает положение камеры от посторонних глаз) обеспечит оператору 100% контроль выбранного объекта на всей протяженности переходов и залов ожидания.

Но на объектах транспорта рельсовая система решает не только вопросы безопасности. Например, на одном из железнодорожных вокзалов в Париже такая камера установлена над путями и служит для контроля состояния токоприемников локомотивов.


 



Серверные центры

Рельсовые системы наблюдения на таких объектах стали устанавливать совсем недавно. Современные «дата центры» могут иметь огромную площадь и протяженность. При этом присутствие персонала в них крайне нежелательно.
Контролировать стойки с серверами, высотой практически до потолка, стационарными камерами достаточно проблематично.
Установленные рельсовые системы в таких помещениях, управляемые с удаленного компьютера, решают задачу детального мониторинга. В этом случае камера двигается по замкнутому циклу и передаваемое изображение постоянно записывается. При генерации каким-либо устройством тревожного сигнала – камера за считанные секунды направляется на «ассоциативную» зону.
 
Где еще?

Области применение рельсовых систем наблюдения практически безграничны. В случае, когда требуется детальная оперативная картинка той или иной зоны объекта, при условии большой площади объекта и наличия высоких потолкам это решение будет наиболее эффективным.

Примером могут служить системы, установленные в знаменитом центре Жоржа Помпиду в Париже - Национальный центр искусства и культуры Франции. Движущиеся камеры с мощными трансфокаторами установленные на потолке публичной библиотеки полностью покрывают ее площадь в 7 000 м и обеспечивают непрерывное и качественное наблюдение за важнейшим объектом культурного наследия страны.

 



ТЕХНОЛОГИИ

Несмотря на кажущуюся простоту конструкции – рельсовая система наблюдения достаточно сложное и высокотехнологичное устройство. Поэтому в мире существует всего несколько компаний, которые разрабатывают и производят такие системы.

Даже вездесущие китайские и корейские производители, выиграв гонку за мировое лидерство в производстве оборудования видеонаблюдения, до сих пор не освоили такие решения.

Более 20 лет рельсовые системы производятся во Франции, позднее производство появляется и в США.

Механика

Рельсовая система наблюдения – это, прежде всего, точная и высоко надежная механика! Каретка с камерой за год эксплуатации проходит десятки тысяч километров и по уровню своей надежности должна превосходить высококлассный автомобиль! Кстати, как и автомобиль, она требует регулярного (от времени или пробега) ТО, что, как и автомобилю, продляет срок эксплуатации и гарантию производителя.

Существует 2 принципиальные схемы организации перемещения каретки с камерой:
 
1.    Kаретка скользит по структуре или двигается на роликах, и оснащена собственным электромотором (самодвижущаяся).
2.    Каретка приводится в движение при помощи троса, при этом движущий ее электродвигатель расположен на конце рельсовой системы.
 
Первый вариант решения позволяет монтировать рельсы с поворотными участками и «огибать» пространство за счет подвижных роликов. При этом сама каретка становится довольно сложным устройством и требует обеспечения постоянного надежного электропитания двигателя и собственной системы управления. Во втором решении, разумеется, рельса должна быть идеально прямой, но при этом, за счет простоты конструкции самой каретки, ее надежность и ремонтопригодность значительно выше.

Новые технологии позволили создать в 2017 году видеокамеру с "независимой" кареткой, работающей на аккумуляторе и передающую сигнал по защищенной сети WI-FI. Таким образом удалось избежать проблем с трущимися деталями и износом кабелей. См подробнее >>>

Схема 1
 

Схема 2
 


 
Передача сигнала

Основной технической сложностью всех рельсовых систем является обеспечение качества и надежности передачи видео, управляющих сигналов и электропитания на большие расстояния.
Тут применяются все современные технологии: от специальных коаксиальных кабелей, до промышленных лазеров и Wi-Fi.  

Ни одна из технологий не является идеальной… Коаксиальный кабель может быть подвержен влиянию внешних помех, Wi-Fi имеет существенные ограничения по расстоянию и к тому же не обеспечивает должную защиту информации, а лазер требует идеально ровной структуры и отсутствия пыли…

Поэтому при выборе технологии рельсовой системы требуется консультация специалиста, а при монтаже четкое соблюдения требований производителя.

Сложности встают и с передачей электропитания на каретку. Некоторые производители используют графитовые токоприемники, которые трутся по медной шине, проложенной вдоль всей рельсы. Интенсивная работа с системой быстро стирает их, что может привести к ненадежному контакту и потери питания. К тому же графитовая пыль оседает на структуре и защитном кожухе ушедшая изображение и приводя к износу механических частей.

Так или иначе, как мы говорили ранее – любая рельсовая система требует идеального монтажа и регулярного технического обслуживания. Тогда она прослужит долго.

В некоторых гипермаркетах Франции, системы, установленные десятки лет назад прекрасно работают и сегодня, как старый добрый автомобиль у любящего его хозяина…
 
Камеры

До сегодняшнего времени на подвижные системы наблюдения устанавливали аналоговые поворотные модули с трансфокатором или обычную купольную камеру (DOME).

Сегодня, когда рынок видеонаблюдения стремительно двигается в сторону IP технологий и сверх высоких разрешений, видео модули рельсовых систем стали оснащать камерами с HD и FULL HD разрешением.

Одним из способов получить идеальную и не «смазанную» картинку с быстро движущейся камеры по рельсе стало применение камер с технологией HD-SDI (с 2017 года HD TVI). Таким образом видеосигнал сверхвысокого разрешения без каких-либо задержек по времени передается на приемное устройство рельсы по коаксиалу, а затем может быть преобразован в IP без потери качества. Таким образом, в общую систему может подаваться аналоговый сигнал, IP поток или видео в формате SDI/TVI (Full HD)

Возможность применения камер сверх высокого разрешения значительно увеличили привлекательность рельсовых решений для объектов с высокими требованиями к уровню безопасности.
 

Важные особенности или советы интеграторам!

Как любая высокотехнологичная система, внедрение рельсового видеонаблюдения требует соблюдения ряда условий для эффективной и бесперебойной работы, а именно:

При проектировании
  • Требуется грамотное проектирование расположения рельсовых систем на объекте, с учетом высот, положения светильников * и пр.
  • Выбранная рельсовая камера наблюдения должна быть совместима с пультами управления всей системой! (То есть управляться по стандартным протоколам Pelco-p, Pelco-D и пр.)
  • Условия будущей эксплуатации системы должны полностью соответствовать требованиям производителя. Рельсовое оборудование крайне чувствительно к параметрам внешней среды.
  • Не стоит гнаться за максимальными протяженностями участков рельс! Практика показывает, что для работы операторов наблюдения 2 камеры по 50 м значительно эффективнее одной 100 метровой.
  • Как и при выборе автомобиля, нужно учитывать не только стоимость системы, но и цену технического обслуживания! Как и при проведении ТО вашего авто, рельсовая камера требует периодической (обычно раз в год) замены трущихся элементов. Их стоимость и, прежде всего, доступность крайне важны! **
  • Необходимо принимать в расчет технологическую возможность и затраты «апгрейда» системы в будущем, скажем, при переходе на видеонаблюдение высокого разрешения.
При внедрении и эксплуатации
  • Профессиональный и качественный монтаж и пуско-наладка должны осуществляться только сертифицированными у производителя специалистами!
  • Обязателен регулярный технический осмотр и обслуживание системы.
  • При соблюдении вышеперечисленных условий, рельсовая система видеонаблюдения, будет работать долго и эффективно.
 
Резюме

Применение рельсовых видеокамер позволяет нам:

  • Вывести процесс видеонаблюдения на качественно новый уровень, получив в результате полный контроль над объектом.
  •  Обеспечить 100% наблюдение объекта без мертвых зон с высокой скоростью реагирования на происходящие события в режиме реального времени
  •  Снизить стоимость приобретения, монтажа и обслуживания кабельной системы, центрального оборудования, мониторов, уменьшить сетевую нагрузку за счет уменьшения количества видеоканалов.
  •  Повысить эффективность оперативной работы операторов и снизить их необходимое количество.

____________________
* Система должна располагаться над источниками освещения, так как при прямом попадании света на защитный зеркальный кожух рельсы, возможны блики, которые значительно снижают качество картинки!
** В начале 2000-х некоторые российские магазины установили рельсовые системы одного американского производителя. Спустя несколько лет, компания перешла к выпуску систем нового поколения и запасные части, включая необходимые для замены элементы, стали на рынке недоступны. Из-за их сложности освоить производство этих элементов в России так и не удалось. Теперь ритейлерам ничего не остается, как полностью менять дорогостоящее оборудование.



Поделиться в социальных сетях
Яндекс.Метрика